Татьяна
Гурулев
а
Татьяна Гурулева
C=RU, O=МБОУ ООШ
с.Зюльзикан,
CN=Татьяна Гурулева,
E=mouooshz@mail.ru
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
с. Зюльзикан
2021.11.16 14:46:
57+09'00'
Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения
образовательных отношений между образовательной организацией и
обучающимися и (или) родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся
1. Общие положения
1.1.
Настоящий Порядок оформления возникновения, приостановления
и прекращения образовательных отношений между образовательной
организацией и обучающимися и (или) родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся (далее –
Порядок) регламентирует Порядок оформления возникновения,
приостановления и прекращения образовательных отношений между
образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
основной общеобразовательной школе с. Зюльзикан (далее – Школа).
1.2. Настоящий порядок разработан в соответствии с:
1.3.
1.4.
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
Приказом Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. №
442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
Образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Уставом Школы.
Под образовательными отношениями в данном Порядке понимается
совокупность совместных действий по реализации права граждан на
образование, осуществляемая субъектами образовательных отношений
(обучающимися,
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников),
целью которых является освоение обучающимися содержания
образовательных программ начального и основного общего
образования.
Обучающиеся,
родители
(законные
представители)
несовершеннолетних обучающихся обязаны соблюдать порядок
оформления возникновения, изменения и прекращения отношений
между Школой и обучающимися и (или) их родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся.
2. Возникновение образовательных отношений
2.1. Основанием возникновения образовательных отношений является приказ
о приёме лица на обучение в Школу. Директор Школы издаёт приказ о
зачислении лица на обучение в течение 7 рабочих дней.
2.2. Основаниями возникновения образовательных отношений между
экстерном (лицом, зачисленным для прохождения промежуточной
аттестации и (или) государственной итоговой аттестации и Школой является
приказ директора Школы о приёме лица для прохождения промежуточной
аттестации (или) государственной итоговой аттестации. Директор Школы
издаёт приказ о приёме лица в Школу для прохождения промежуточной
аттестации (или) государственной итоговой аттестации.
2.3. Изданию приказа о приёме, восстановлении лица на обучение в Школе
или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной
итоговой аттестации предшествует процедура приёма в Школу,
регламентируемая нормативным локальным актом Школы – Положение о
правилах приема обучающихся.
2.4. Права и обязанности обучающегося, а также родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося, предусмотренные
законодательством об образовании и локальными нормативными актами
Школы, возникают у лица, принятого, восстановленного на обучение, с даты,
указанной в приказе о приеме, восстановлении лица на обучение.
3. Изменение образовательных отношений
3.1. Образовательные отношения изменяются в случае изменения условий
получения образования по основной программе, повлекшей за собой
изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и Школы.
3.2. Образовательные отношения могут быть изменены как по инициативе
обучающегося
и
(или)
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетнего обучающегося на основании письменного заявления,
так и по инициативе Школы.
3.3. Изменение формы получения образования (выбор получения
образования вне Школы в семейной форме или в форме самообразования)
осуществляется на основании письменного заявления обучающегося,
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и
влечет за собой прекращение образовательных отношений между
обучающимися,
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего обучающегося и Школой, которое оформляется
приказом директора Школы. Обучающимся предоставляется академическое
право на выбор формы получения образования и формы обучения после
получения основного общего образования или после достижения
восемнадцати лет.
3.4. При выборе обучающимся, родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы семейного образования или
самообразования обучающийся, родители (законные представители)
несовершеннолетнего обучающегося письменно информируют об этом
Школу
3.5. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану
осуществляется на основании приказа директора Школы с письменного
заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося и иных документов (медицинской справки и др.). На
основании предоставленных документов разрабатываются индивидуальные
образовательные маршруты обучающегося включающий индивидуальный
учебный план и рабочие программы по предметам и др.
3.6. Для обучающихся, осваивающих основные и адаптированные
общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать
Школу, обучение по основным и адаптированным общеобразовательным
программам может быть организовано Школой на дому или в медицинских
организациях. Основанием для организации обучения на дому или в
медицинской организации являются справка медицинской организации о
праве на обучение на дому и заявление родителей (законных представителей)
несовершеннолетнего обучающегося. Порядок регламентации и оформления
отношений
Школы
и
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а
также детей-инвалидов в части организации обучения по основным и
адаптированным общеобразовательным программам на дому или в
медицинских организациях определяется нормативным локальным актом
Школы – Положением об организации индивидуального обучения на дому, в
медицинской организации ».
3.7. Приказ директора Школы о переводе на индивидуальное обучение на
дому издается на основании письменного заявления обучающегося,
родителей (законных представителей несовершеннолетнего обучающегося), а
также оформленного в установленном порядке заключения медицинской
организации.
3.9. Изменение отношений между Школой и обучающимися и (или)
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего
обучающегося оформляется распорядительным актом (Приказом), изданным
директором Школы, который является основанием для изменения
соответствующих образовательных отношений.
3.10.
Права
и
обязанности
обучающегося,
предусмотренные
законодательством об образовании и локальными нормативными актами
Школы, изменяются с даты издания приказа директора Школы или с иной
указанной в нем даты.
4. Приостановление образовательных отношений
4.1. Образовательные отношения между Школой и обучающимися и (или)
родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся могут быть приостановлены:
по заявлению обучающегося, достигшего совершеннолетнего возраста
или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося о временном выбытии обучающегося из Школы с
сохранением места в Школе; по инициативе Школы;
по основаниям, не зависящим от воли сторон.
4.2. Причинами, дающими право на сохранение места за обучающимся в
Школе, являются:
временный отъезд обучающегося в период учебного года (на
соревнования, конкурсы, олимпиады, для участия в мероприятиях, в
санаторий, длительное медицинское обследование или лечение, по
семейным обстоятельствам и т.д.). В этом случае для оформления
приостановления
образовательных
отношений
необходимы
письменные ходатайства организации, Школы, заявления родителей
(законных представителей);
временное выбытие обучающегося по решению органов опеки и
попечительства в учреждение реабилитации (по факту трудной
жизненной
ситуации).
Для
оформления
приостановления
образовательных отношений в этом случае необходимо письменное
извещение органов опеки и попечительства;
временное выбытие обучающегося по решению суда в специальное
образовательное учреждение. Для оформления приостановления
образовательных отношений по этому факту необходимо решение
суда.
4.3. После получения письменного обоснования необходимости временного
отсутствия, обучающегося на учебных занятиях (приостановления
образовательных отношений) издается приказ директора Школы.
4.4. Приостановление образовательных отношений между Школой и
обучающимися и (или) родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся по заявлению обучающегося или
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося
может производиться в любое время в течение учебного года при условии,
что это отрицательно не отразится на результатах освоения обучающимся
образовательной программы. Заявление на имя директора Школы в
произвольной форме подается не позднее, чем за два рабочих дня до
указанной в заявлении даты начала приостановления образовательных
отношений и является основанием для издания приказа директором Школы о
приостановлении образовательных отношений.
4.5. Приказы директора Школы о приостановлении образовательных
отношений должны содержать, как правило, конкретные сроки
приостановления отношений между Школой и обучающимися и (или)
родителями
(законными
представителями
несовершеннолетних
обучающихся). В случае невозможности установления даты возобновления
образовательных отношений, в приказе указывается только дата
приостановления образовательных отношений.
Изменение сроков приостановления образовательных отношений (досрочное
возобновление или продление) возможно при досрочном прекращении или
продлении
действия
обстоятельств,
повлекших
приостановление
образовательных отношений, а также по заявлению обучающихся и (или)
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.6. Во время отсутствия обучающегося в период приостановления
образовательных отношений в классном журнале ставится запись Н
(уважительная причина отсутствия).
4.7. Если во время приостановления образовательных отношений
обучающийся получил ведомость с отметками по предметам, выданную в
другой образовательной организации, то данные отметки засчитываются по
предметам учебного плана данного класса Школы. Обязанность по
своевременному ознакомлению учителей с отметками обучающегося
возлагается на классного руководителя. Ведомость отметок хранится в
классном журнале обучающегося.
4.8. Восстановление приостановленных отношений происходит по факту
возвращения обучающегося на учебу в Школу после его временного
отсутствия, обозначенного в 4.2, данного Порядка.
4.9. По инициативе Школы образовательные отношения могут быть
приостановлены в случаях возникновения обстоятельств, влекущих
невозможность нормального функционирования Школы, в том числе в
случае аварийных ситуаций, если ожидается, что устранение данных
обстоятельств будет иметь краткосрочный характер, не связанный с
необходимостью перевода обучающихся в другие образовательные
организации, осуществляющие образовательную деятельность. Факт
приостановления образовательных отношений между Школой и
обучающимися и (или) родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся в этом случае регламентируется
приказом директора Школы.
5. Прекращение образовательных отношений
5.1 Образовательные отношения между Школой и обучающимися и (или)
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних
обучающихся прекращаются в связи с отчислением обучающегося из
Школы:
в связи с получением основного общего образования (завершением
обучения);
досрочно по основаниям, установленным пунктом 5.2 настоящего
Порядка.
5.2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в
следующих случаях:
по инициативе обучающегося и (или) родителей (законных
представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в
случае перевода обучающегося для продолжения освоения
образовательной программы в другую организацию, осуществляющую
образовательную деятельность;
по инициативе Школы в случае применения к обучающемуся,
достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры
дисциплинарного взыскания, а также в случае установления
нарушения порядка приема в Школу, повлекшего по вине
обучающегося его незаконное зачисление в Школу.
Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, не
получившего основного общего образования, принимается с учетом
мнения его родителей (законных представителей) и с согласия
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об
отчислении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, принимается с согласия комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и
попечительства.
По решению Педагогического совета Школы за неоднократное
совершение дисциплинарных проступков (неисполнение или
нарушение устава Школы, правил внутреннего распорядка и иных
локальных нормативных актов Школы) допускается применение
отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста
пятнадцати лет, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление
несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры
дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не
дали результата и дальнейшее его пребывание в Школе оказывает
отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и
права работников Школы, а также нормальное функционирование
Школы;
по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или
родителей (законных представителей) несовершеннолетнего
обучающегося и Школы, в том числе в случае ликвидации Школы.
5.3. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе
обучающегося
или
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение
каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств
указанного обучающегося перед Школой.
5.4. Основанием для прекращения образовательных отношений является
приказ директора Школы об отчислении обучающегося из Школы.
5.5. Школа в случае досрочного прекращения образовательных
отношений по основаниям, не зависящим от воли Школы, обязана
обеспечить
перевод
обучающихся
в
другие
осуществляющие образовательную деятельность.
организации,
5.6. В случае прекращения деятельности Школы, а также в случае
аннулирования у него лицензии на осуществление образовательной
деятельности, лишения государственной аккредитации, истечения срока
действия свидетельства о государственной аккредитации Управление
образования администрации муниципального района «Нерчинский
район» обеспечивает перевод обучающихся с согласия обучающихся и
(или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся в другие образовательные организации, реализующие
соответствующие образовательные программы.
5.7. Порядок и условия осуществления перевода устанавливаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.
5.8.
Права
и
обязанности
обучающегося,
предусмотренные
законодательством об образовании и нормативными локальными актами
Школы, прекращаются с даты его отчисления из Школы.
5.9. При досрочном прекращении образовательных отношений Школа в
трехдневный срок после издания приказа об отчислении обучающегося
выдает лицу, отчисленному из Школы, справку об обучении или о
периоде обучения по образцу, установленному Школой.